Версия для слабовидящих

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

ДЕТСКИЙ САД № 2 

города Ржева Тверской области 

 
Общая информация
Антинаркотическая безопасность

 

Жизнь без наркотиков

Уберечь ребенка от наркотиков. Это, несомненно, очень важная проблема, с которой, так или иначе, сталкивается любая семья. С учетом влияния сверстников, телевидения, кино, рекламы и музыки, родителям иногда кажется, что у них почти нет шансов повлиять на выбор ребенка. На самом деле это не так. Ценности, которые вы прививаете детям в процессе взросления, станут основным сдерживающим фактором в вопросе употребления наркотиков и алкоголя в будущем.

Для начала родителям следует обратить внимание на собственное поведение. Если вы употребляете алкоголь без меры или время от времени балуетесь наркотиками, то подаете отрицательный пример детям. Вам будет сложно убедить их не пить, не курить и не употреблять наркотики, если вы сами делаете то, от чего призываете отказаться. Подумайте, не влияет ли ваше поведение негативно на других членов вашей семьи? Алкоголь в умеренных количествах и отказ от нелегального употребления наркотиков — это шаг в правильном направлении.

Если вы сами не употребляете алкоголь и наркотики, может показаться, что ваши дети абсолютно не подвержены этому риску. Но, к сожалению, одного хорошего примера недостаточно. Даже если в вашем доме вовсе не говорят о наркотиках и алкоголе, это не означает, что убеждения, естественные для вас, будут в точности восприняты вашими детьми. Гораздо важнее открыто обсуждать риск возникновения наркотической или алкогольной зависимости, создавать в этом отношении прочные моральные установки для детей.

Как сохранить возможность свободного общения в семье

Помните, что по мере того, как ваши дети взрослеют, информация о наркотиках, которую вы им даете, будет качественно меняться. Важно, чтобы сведения соответствовали их возрасту. Не стоит шокировать подробностями совсем маленьких детей.

Начиная с дошкольного возраста, родителям следует говорить с малышами об уважении к собственному телу. Это воспитает убеждение, что в организм должны поступать только нужные вещества, дающие силу и здоровье. Убедите детей, что отравляющие вещества, моющие средства и баночки с незнакомыми лекарствами могут причинить огромный вред. Такие беседы подготавливают почву для последующих разговоров об алкоголе и наркотиках.

Когда ребенок уже учится в начальной школе, сверстники начинают оказывать на него большое влияние. Именно здесь важно обратить внимание ребенка на разницу между полезными лекарствами, которые выписывает врач, и вредными веществами, которые предлагают ребята с улицы. В этом возрасте дети очень доверчивы, поэтому стоит поговорить с ребенком о том, как отстоять свое мнение и отказаться, если кто-то будет противозаконно предлагать ему наркотики.

Как говорить с детьми о наркотиках.

Говорить с детьми о наркотиках необходимо так же, как мы говорим о любом явлении, существующем в жизни. Не нужно специально выделять тему наркотиков. Если в семье вообще принято говорить с ребенком на различные жизненные темы, то разговор о наркотиках логично впишется в общий контекст бесед и не станет чем-то из ряда вон выходящим, способным привлечь излишнее внимание ребенка, как того опасаются некоторые родители.

Вот некоторые рекомендации того, каким образом лучше строить разговор с ребенком о наркотиках:

  1. Прежде всего, родителям самим необходимо изучить информацию о наркотиках. Это позволит в подходящий момент дать ребенку необходимую информацию и ответить на возникающие у него вопросы.
  2. Разговор можно начать с вопроса: «Что ты слышал о наркотиках?».
  3. Очень важно выслушать ребенка внимательно, не перебивая, независимо от того, что будет говорить ребенок. Важно быть внимательным, терпеливым и вежливым.
  4. После того, как ребенок закончит свой рассказ о том, что он слышал о наркотиках, наилучшая реакция – поблагодарить его за общение («Спасибо», «Я понимаю»).  Ваша спокойная, внимательная реакция даст ребенку уверенность, что он свободно может говорить с Вами на эту тему, и что Вы заинтересованы в его мнении. Это общение подобно общению с Вашим лучшим другом, но оно происходит с Вашим ребенком.
  5. После того, как Вам рассказали о наркотиках, самое время дать ребенку правильную информацию о наркотиках. Помните, что здесь Вам необходимо дать ребенку верную информацию таким образом, чтобы он сам вслух принял собственное верное решение.
  6. Когда Вы даете любую информацию ребенку, убедитесь, что он полностью понимает эту информацию. Полезно иногда спросить, все ли он понимает. Можно предложить привести пример того, что он только что услышал.
  7. Если Ваш ребенок задает вопрос, ответ на который Вам неизвестен, очень важно не начать выдумывать ответ. Будьте честны со своим ребенком.  Если возник вопрос, ответ на который Вы не знаете, честно скажите ему об этом. В этом случае есть замечательная возможность вовлечь ребенка в то, чтобы он вместе с Вами нашел ответ на этот вопрос.
  8. Держите под рукой лист бумаги и ручку и позвольте ребенку записать любые возникшие в ходе беседы вопросы.
  9. Говорите с ребенком не про него, а с ним.

Мы рекомендуем вам быть очень терпеливыми, разговаривая с ребенком о наркотиках, и просто следить за тем, чтобы он получал правдивые ответы на свои вопросы.

Когда вы свободно говоритес ребенком на тему наркотиков, вы даете ему уверенность, что он всегда может обратиться за ответом именно к вам, а не к кому-то на улице.

 

При разговоре с ребенком о наркотиках, безусловно, необходимо учитывать возраст. Форма разговора должна быть доступна ему, в разговоре не должны содержаться слишком сложные и непонятные слова, а если что-то новое проговаривается, то необходимо пояснять значение нового слова.

Общение с детьми 4 – 5 лет.

Взгляды и привычки, которые формируются в этом возрасте у детей, оказывают важное влияние на решения, которые они будут принимать, став старше. В этом возрасте они стремятся узнавать и запоминать правила и хотят услышать ваше мнение о том, что такое хорошо и что такое плохо. Хотя они уже достаточно большие для того, чтобы понимать, что курение - это плохо, они еще не готовы к восприятию сложной информации об алкоголе, табаке и других наркотиках.

- Расскажите, почему детям нужна здоровая пища. Попросите ребенка назвать несколько любимых продуктов и разъясните, как эта пища способствует поддержанию здоровья и силы.
- Выделите время, когда вы можете все свое внимание уделять вашему ребенку. Сядьте на пол и поиграйте с ребенком, узнайте о том, что ему нравится и не нравится, дайте ему понять, что вы любите его. Тем самым вы создадите прочные отношения доверия и привязанности, которые позволят облегчить решение не употреблять наркотики в грядущие годы.
- Установите такие принципы, как необходимость играть честно, делиться игрушками и говорить правду, чтобы дети знали, какого рода поведения вы от них ожидаете.
- Поощряйте вашего ребенка следовать указаниям и задавать вопросы, если он не понимает указания.
- Если у вашего ребенка что-то не получается в процессе игры, воспользуйтесь этим для развития навыков преодоления проблем. К примеру, если башня из кубиков все время падает, поработайте вместе, чтобы найти возможные решения. Превращение негативной ситуации в успешную укрепляет уверенность ребенка в собственных силах.
- По возможности разрешайте вашему ребенку выбирать, что одевать. Даже если одежда не совсем выдержана в цветовой гамме, вы развиваете способности ребенка к принятию решений.
- Укажите на ядовитые и вредные вещества, которые обычно находятся дома и прочитайте вслух предупреждающие этикетки на продуктах. Поясните детям, что не на всех "плохих" лекарствах имеются предупреждения об опасности попадания их внутрь организма человека, а потому можно есть или нюхать только пищу или прописанное лекарство, которые им дают родители. Разъясните, что лекарства могут помочь тому, для кого они предназначены, и повредить любому другому, особенно детям.

Общение с ребенком 5 – 8 лет.

В этом возрасте ребенок обычно демонстрирует растущий интерес к миру, находящемуся за пределами семьи и дома. Расскажите, что любое вещество, которое человек принимает внутрь, отличное от пищи, может быть крайне вредным. Поясните, как наркотики мешают работе организма и могут привести к очень плохому самочувствию человека или даже вызвать смерть. Разъясните понятие привыкания, что употребление наркотика может стать вредной привычкой, от которой трудно избавиться. Похвалите ваших детей за хороший уход за своим телом и неупотребление того, что им может повредить.

Дети должны понимать:
- как отличаются друг от друга продукты питания, яды, лекарства и наркотики;
- что лекарства, прописанные врачом и принимаемые под руководством ответственного взрослого, могут помогать в период болезни, но могут быть вредными при неправильном употреблении, и поэтому детям нужно держаться подальше от неизвестного вещества или емкости;
- почему взрослые могут пить алкоголь, а дети не могут, причем даже в небольших количествах.

Общение с ребенком 9 – 11 лет.

С детьми этого возраста можно провести более сложное обсуждение того, почему людей привлекают наркотики. Вы можете воспользоваться их любопытством по поводу серьезных травмирующих событий в жизни людей (типа автомобильной аварии или развода), чтобы обсудить вопрос о том, как наркотики могут стать причиной этих событий. Кроме того, дети этого возраста любят узнавать различные факты, особенно странного рода. Дети этой возрастной группы могут сильно заинтересоваться тем, как наркотики действуют на мозг или организм наркомана. Поясните, что любое вещество, принятое в излишнем количестве может быть опасным.
В это времябольшое значение приобретают друзья, а также надлежащее положение в группе и восприятие себя другими как "нормального". Дети покидают свое узкое и лучше защищающее окружение и вступают в более многочисленную и более разобщенную толпу детей. Дети постарше могут познакомить вашего ребенка с алкоголем, табаком и наркотиками. Исследования показывают, что чем раньше дети начинают употреблять эти вещества, тем больше вероятность возникновения серьезных проблем.

Ребенок в этом возрасте должен знать следующее:

- непосредственное воздействие приема алкоголя, табака и наркотиков на организм, включая опасность наступления комы или смертельной передозировки;

- как и почему возникает привыкание к наркотикам, как они могут приводить к потере контроля над своей жизнью;

- причины того, почему наркотики особенно опасны для растущего организма;

- проблемы, которые алкоголь и другие наркотики создают не только для того, кто их принимает, но и для его семьи и мира в целом.

Отрепетируйте возможные сценарии, при которых друзья предлагают наркотики. Пусть ваши дети поучатся произносить с чувством: "Это очень вредно!" Разрешите им сослаться на вас: "Моя мама убьет меня, если я выпью пива!". "Не хочу расстраивать родителей" - вот одна из главных причин отказа от употребления марихуаны, которую приводят дети этого возраста.
Обсудите, как реклама, тексты популярных песен и телепередачи бомбардируют их идеями о том, что употребление алкоголя, табака и других наркотиков выглядит шикарно. Убедитесь, что дети способны отделять мифы от реалий и похвалите их за умение мыслить самостоятельно.
Ребенок, все друзья которого употребляют наркотики, скорее всего также начнет их употреблять. Познакомьтесь с друзьями ваших детей, узнайте, где они проводят время и чем им нравится заниматься. Подружитесь с родителями друзей ваших детей.
 

Общение с подростком 12 – 14 лет.

Время "конфликта поколений". Подростки руководствуются мнением ровесников и их привлекают опасности. Хотя подростки и в самом деле часто не воспринимают речей родителей, борясь за свою независимость, они нуждаются в поддержке, участии и руководстве родителей больше, чем когда-либо. Воспользуйтесь тем значением, какое молодежь придает своему социальному образу и внешности, подчеркивая
непосредственные и непривлекательные последствия употребления табака и марихуаны - например, то, что курение приводит к появлению плохого запаха изо рта. В то же самое время необходимо обсудить и долговременные последствия наркотиков:

- неполучение важнейших социальных и эмоциональных навыков, которые обычно приобретают в юности;
- автотранспортные происшествия со смертельным исходом и увечьями, а также повреждение печени в результате сильного пьянства;
- привыкание и смерть.

Общение с подростком 15 – 17 лет.

Нынешние подростки многое знают о наркотиках, проводя различия не только между различными наркотиками и их последствиями, но и между пробным, случайным употреблением и привыканием. Они видят, что многие их сверстники принимают наркотики. Для того, чтобы сопротивляться влиянию ровесников, подросткам нужно нечто большее, чем общая идея о неупотреблении наркотиков. В этом возрасте целесообразно рассказать подросткам о том, как употребление алкоголя, табака и прочих наркотиков во время беременности связано с появлением дефектов у новорожденных. Им нужно услышать слова родителей о том, что любой человек может стать наркоманом и что даже несистематическое употребление наркотиков может привести к серьезным последствиям.
Как правило, подростки - идеалисты и любят слушать о том, как они могут улучшить мир. Расскажите своим детям-подросткам о том, что употребление наркотиков наносит вред не только самому наркоману, но и обществу.

Важно, чтобы родители хвалили и поощряли подростков за все то, что они делают хорошо, и за правильные решения, которые они принимают. Когда вы испытываете гордость за сына или дочь, скажите им об этом. Знание того, что их замечают и высоко ценят окружающие взрослые, оказывает мощное стимулирующее воздействие.

«Защита ребенка от наркозависимости»
(заседание родительского клуба)

 

Цель: рассмотреть основные средства и формы профилактики наркомании.

 

Задачи и средства антинаркотического воспитания дошкольников:

  • формирование чувства собственного достоинства, позитивной самооценки (работа педагогов и психолога по формированию адекватной самооценки у ребенка в детском коллективе, трансляция положительного образа ребенка родителям, реализация позитивного родительского плана детско-родительских отношений);
  • обучение детей приемам выхода из конфликтных, небезопасных ситуаций, даже при давлении извне, то есть умение сказать «нет»; обучение детей готовым речевым формам отказа друзьям или незнакомым людям путем упражнений;
  • вырабатывание ценностного отношения к своему здоровью, адекватная регуляция своего состояния и самочувствия (обучение способам саморегуляции);
  • создание правильных представлений о чувствах, эмоциях, настроении, их влиянии на поведение, управление чувствами, преодоление стрессов (тренинги с психологом, психогимнастика);
  • формирование навыков определения круга действительных ценностей семьи;
  • воспитание навыков принятия самостоятельных ответственных решений, отстаивания своих убеждений.

 

Задачи для поддержания родителей воспитанников:

- способствовать обучению родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком; знакомству с особенностями общения, системой поощрения, воспитания самостоятельности и ответственности, организацией безопасного поведения ребенка в компании сверстников и на улице, организацией активного детского досуга и т.п.;

- поддержать родительскую решимость в освоении пошаговой технологии профилактики наркомании.

Вступив в XXI век, человечество наконец осознало, что помимо экологии существует еще и экология человека, сохранность которой будет обеспечена только в том случае, если будут найдены действительные средства борьбы с «болезнями цивилизации», ведущее место среди которых занимает зависимость человека от веществ, влияющих на его психику. Проблема защиты детей от наркотиков волнует современных родителей и педагогов. Необходимо выработать стратегию и тактику профилактической работы, позволяющую воспитывать у детей правильное антинаркотическое поведение. В настоящее время установлено, что причиной приема наркотиков является так называемая психологическая готовность детей к аддиктивному поведению, т.е. готовность к употреблению одурманивающих веществ. Признаками такой готовности являются:

  • неумение преодолевать трудности;
  • отсутствие способности налаживать отношения с окружающими;
  • неспособность регулировать собственное поведение.

Все это является следствием нарушения воспитания, искажающего процессы социализации личности (т.е. полноценного вхождения человека в общество).

Неполноценная социализация определяется как отсутствие у ребенка:

- системы потребностей, мотивов;

- социально позитивных установок (ориентация на достижение социально значимых целей);

- несформированности высших эмоций (эмпатии, чувства долга, ответственности).

У такого ребенка также выражены:

- расторможенность влечений (неумение определять свои желания);

- патологическое стремление к самоутверждению или патологическое переживание неполноценности;

- частые колебания настроения;

- протестные реакции (не соответствующие возрасту);

- слабость волевого контроля.

Готовность к аддиктивному поведению формируется, когда оказываются нереализованными социальные потребности ребенка:

  • потребность в позитивной оценке авторитетных для него взрослых (безусловная любовь к ребенку и адекватная оценка);
  • потребность в самоуважении (осознание ребенком своей индивидуальности, неповторимости);
  • потребность в общении (со взрослыми и сверстниками).

Удовлетворять детские потребности, особенно в дошкольном возрасте призвана прежде всего семья, которая также играет главную роль в передаче нравственных ценностей детям. Семья – основной институт социализации человека. Здесь ребенок усваивает родной язык, культурные и социальные правила поведения и нормы, получает необходимую безопасность. Ошибки семейного воспитания особенно в период «большой социализации» (А.В. Мудрик) ребенка в возрасте от 0 до 7 лет заставляют его потом, в подростковом возрасте, искать понимания, общения, возможности проявить себя, самореализоваться уже вне семьи – и иногда в рамках аддиктивного поведения. Именно поэтому профилактика наркомании у дошкольников предполагает прежде всего установление позитивных детско-родительских отношений, которые позволили бы ребенку удовлетворять личностно значимые потребности, т.к. обстановка в семье является решающим фактором антинаркотического воспитания. Кроме того, еще одной проблемой защиты ребенка от наркозависимости является проблема безопасности, т.к. дети благополучных и, как правило, достаточно обеспеченных родителей являются «лакомым объектом» для наркомафии. Нередки случаи, когда наркоторговцы специально «обрабатывают» таких детей, а иногда и силой «сажают на иглу». Этому способствует такая особенность менталитета российской культуры (бывшего постсоветского пространства), как позитивная установка на доброжелательное отношение к общению с незнакомыми людьми. Особую трудность вызывает сочетание открытости ребенка миру (как одного из условий социализации) и безопасности постижения окружающего пространства. Выработка навыков открытого общения с другими (в том числе незнакомыми) людьми формирует навыки самостоятельности, свободы в принятии решений. Именно открытость ребенка миру, его доверчивость ко всем взрослым, к которой мы приучаем ребенка с дошкольного детства, становится тем ключиком, который открывает дорогу к наркозависимости.

Как было отмечено, в дошкольном возрасте реализуется первый этап развития аддиктивного поведения. Это познавательный этап, который начинается в 3-5 лет и длится до 8-9 лет. В этот период ребенок впервые знакомится с ситуацией злоупотребления психоактивными веществами взрослыми (это алкоголь, табакокурение). Дети начинают подражать взрослым, переносят такие формы поведения в сюжетно-ролевые игры. В этом возрасте идет накопление информации, в том числе и наиболее запоминающейся, запретной, т.к. запрещенная информация, подпитывая любопытство детей, усваивается лучше.

Именно это вызывает споры и вопросы о преждевременной пропаганде антинаркотических знаний в дошкольном возрасте. В то же время вопрос о педагогической профилактике у наркомании у детей дошкольного возраста практически отсутствует в современных исследованиях. Некоторые авторы предлагают проводить серию игровых занятий для моделирования наркогенной ситуации, используя при этом сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры; традиционные и специальные сказки; тематическое рисование (С. В. Шик). Однако, по нашему мнению, в этом видится стремление наполнить традиционные, разработанные формы работы с детьми новым содержанием, не учитывая при этом деликатность и новизну вопроса и особенности психики дошкольника. Вместе с тем, говоря об экологии детства, Е. Погодина подчеркивает, что дошкольники просто не в состоянии переварить всю «правду о жизни», а излишняя информация об устройстве организма и влиянии наркотиков на здоровье может вызвать у детей устойчивое чувство страха за себя и своих близких. Следовательно, для профилактики наркомании в дошкольном возрасте нужно не знакомить детей с опасностью употребления наркотиков, а принимать профилактические меры, организуя работу с родителями. При этом следует учесть, что без инициативы и заинтересованности родителей реализовать программу антинаркотического воспитания просто невозможно. Согласно данным проведенных исследований, меры, предпринимаемые родителями, - это фактор, оказывающий наибольшее влияние на поведение детей, которые воздерживаются от употребления наркотиков.

 

Педагогическое справочное бюро (по вопросам родителей) 

Вопрос 1:

Мы живем в «малосемейке», наш дом считается социально «неблагополучным». Моей дочери пять лет. Часто приходится наблюдать молодых людей, употребляющих наркотики, шприцы со следами крови. Как ей объяснить поведение этих людей?

Ответ:

Обсуждать проблему наркомании с дошкольником необходимо лишь в том случае, если он сам становится инициатором такой беседы. Отвечать следует именно на тот вопрос, который задал ребенок. Не нужно вдаваться в специфические подробности употребления наркотиков, не запугивайте ребенка этими людьми (ведь он запомнит только страх, а не его причину), не рассказывайте в деталях последствия применения наркотиков. При обсуждении будьте спокойны и деловиты, следите за своим тоном, не будьте излишне эмоциональны. Сообщите детям только то, что эти люди ведут себя недостойно, что не следует подходить к ним, разговаривать с ними и подбирать что-либо с пола (подоконника) после них. Старайтесь организовать активный досуг ребенка вне стен дома.

 

Вопрос 2:

Мой муж считает, что если ребенок будет занят делом, то ему будет некогда «заниматься глупостями», в том числе и наркотиками. Мне бы хотелось знать, достаточно ли будет этого для того, чтобы ребенок не заинтересовался наркотиками?

Ответ:

Правильно организованный детский досуг является одним из факторов профилактики наркомании. При этом важно грамотно организовать досуг: если ребенок увлеченно рисует, собирает конструктор, паззлы, играет на скрипке, то очевидно, что его досуг грамотно организован родителями. Если же ребенка насильно усаживают за фортепиано или уговаривают пойти в изостудию, то налицо деструктивно организованная деятельность, которая разрушает доверительные отношения между детьми и родителями. К факторам профилактики наркомании относятся также: эффективное, личностно-ориентированное, доверительное общение с ребенком; удовлетворение потребностей ребенка; обучение ребенка безопасному поведению; развитие самостоятельности и самоконтроля; соблюдение прав и свобод ребенка; формирование адекватной самооценки; ориентирование на здоровый образ жизни.

 

Вопрос 3:

Я заметила, что мой сын с другими детьми играет в наркоманов, они делают вид, что делают укол. В семье у нас нет наркоманов, мы даже не обсуждали эту тему с ребенком. Как мне реагировать на это?

Ответ:

В первую очередь проанализируйте, как хорошо вы знаете семьи детей, с которыми играет ваш ребенок. Если вы убеждены, что можно доверять родителям этих детей, обсудите с ними эту ситуацию. Возможно, кто-то из детей видел сюжет про наркоманов по телевизору (мы знаем, как подробно порой показывают даже сам процесс укола), возможно, кто-то из детей увидел такую сцену на улице и т.д. Не исключено, что дети просто копировали в игре игры более старших детей. Обсудите с ребенком, во что он играл с детьми. Если ребенок молчит, отводит глаза, старается уйти от ответа, это явный признак того, что ребенок понимает, что он делал что-то предосудительное. Задайте более отвлеченные вопросы: «Ты помнишь, мы ходили с тобой в больницу и видели, как мальчику делали укол? (если есть личный опыт у ребенка, то начните разговор с него). Мальчику было больно (тебе было больно). Только когда люди сильно болеют, им назначают лечение с помощью уколов». Старайтесь «разговорить» ребенка. Итогом вашей беседы должно быть главное – укол делает доктор в поликлинике, а подбирать с земли ничего нельзя.

Внимательно следите за тем, какие сюжеты смотрит ваш ребенок по телевизору, даже если вам кажется, что ребенок ничего не понимает, лучше переключить канал, но сделать это спокойно, без эмоциональных комментариев.

 

Вопрос 4:

Мой ребенок перешел в подготовительную группу, через год мы пойдем в школу. В школе, где мы будем учиться, старшеклассники иногда предлагают какой-то жевательный наркотик. Что можно сделать, чтобы оградить ребенка от наркотиков?

Ответ:

Профилактика наркомании должна быть комплексной. Формирование психологической устойчивости, позволяющей ребенку отказаться от употребления наркотиков, происходит в течение длительного периода, и было бы правильным сказать, что антинаркотическая профилактика начинается с момента рождения ребенка. Семья передает ребенку нравственные ценности, персональный уклад и стиль жизни.

 

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: